Схема скоростного транспорта Берлина

Транспортная схема должна быть простой, удобной и красивой, сделанной с любовью и для людей. Такой, чтобы туристам хотелось посетить город, а жителям было, за что ее любить. Теперь такая схема есть у Берлина.

Предыдущая схема была создана почти 30 лет назад. За это время количество станций значительно выросло, а сама схема морально устарела и стала слишком сложной. Электричками и метро Берлина пользуются почти три миллиона человек в день, на это нельзя просто закрыть глаза. Очевидно, схему нужно обновить.

1992

2019

Новая схема проектировалась с нуля в течение двух лет. Она не только позволяет быстрее сориентироваться и построить маршрут, но и радует глаз пассажиров.

Новая геометрия линий

Линии проведены так, чтобы найти свою станцию и проложить маршрут было как можно проще. За счет больших скругленных углов и малого количества изгибов глазам легче проследить путь.

Старая схема выглядела слишком роботизированной. Из-за множества изгибов работать со ней очень трудно. Построить маршрут — настоящее испытание.

Сравните, насколько линии стали проще.

Линии на схеме очень упорядочены. Большинство из них стоят на одной оси или на одинаковом расстоянии друг от друга, или расходятся симметрично.

Линии пригородных поездов тоже стали проще: изгибов меньше, а развязки более наглядны.

Новая кольцевая линия

У Берлина есть уникальная особенность: кольцевая линия имеет форму головы собаки — такого больше нет нигде в мире.

С 1896 по 1931 год кольцевая линия отображалась на схеме именно так. Судя по различному рисунку всех линий это не были просто географические карты.

1896
1910
1918
1923
1930
1930
1931

В 1931 году эта приятная особенность пропала.

1931
1934
1951

Теперь кольцевая линия вернула свой исторический и уникальный вид.

Реки и каналы

Реки и каналы являются прекрасными городскими ориентирами: с ними проще вспомнить и соотнести расположение станций на схеме и в городе. Поэтому теперь все они отображены.

Контрастные цвета

По статистике около 5-6 % людей имеют нарушенное восприятие цветов. На новой схеме оттенки подобраны так, чтобы их могли различить как люди с нормальным цветовосприятием, так и с нарушенным.

Протанопия

Дейтеранопия

Равномерность

Чем более равномерно распределена информация, тем лучше схема. Не должно быть густо в одном месте и пусто в другом. На старой схеме эта проблема бросалась в глаза.

На новой схеме элементы расположены равномерно по всему листу.

Увеличенный размер текста

Чем крупнее текст, тем удобнее его читать, особенно людям со слабым зрением. На новой схеме размер текста стал больше и увеличивается от окраин к центру. В зоне C он подрос на 1 %, в зоне B — на 20 %, а в зоне A — на 30 %.

Отношение к деталям

Схема должна быть хорошей не только в целом, но и в деталях, как немецкий автомобиль. К сожалению, этого нельзя сказать о старой схеме:

Где же знаменитое немецкое качество?

Новая схема — эталон и пример для подражания. Все элементы расположены максимально аккуратно, углы имеют плавные скругления одного радиуса, а названия станций стоят на одинаковом расстоянии от отметок. Схема сделана с такой же точностью, что и швейцарские часы.

Системность

Помимо всего прочего, схема легко масштабируется под другие форматы, на ее основе реально создать хорошую навигационную систему.

Линейная схема
Вертикальный список
Схема на экране

Вопросы и ответы

Как же принципы Генри Бека? Почему линии нарисованы не как в Лондоне?

Схема использует принципы Бека: линии построены по 45-градусной сетке, но при этом имеют больший радиус скругления углов. Свободная форма только у кольцевой линии.

Кроме того, схема — это в первую очередь инструмент, чтобы помочь людям сориентироваться и построить маршрут, а не условный чертеж по стандарту. Схема может выглядеть как угодно, если будет решать свою задачу наилучшим образом. Дизайн лондонской схемы хорошо работает в Лондоне, но это не значит, что он будет хорошо работать везде.

Это официальная схема?

Пока что нет. Сперва нужно узнать нравится ли она людям. Скачивайте, печатайте, используйте схему, рассказывайте о ней друзьям, пишите в соцсети — тогда станет официальной.

Как я могу ее использовать?

Бесплатно в некоммерческих целях, но по договоренности в коммерческих. Изменять схему нельзя. Рядом со схемой должна стоять ссылка на berlintransitmap.de

Как поделиться мнением о схеме?

Сделайте пост в соцсетях с хештегом #berlintransitmap или напишите на почту mail@berlintransitmap.de