Всю жизнь в екатеринбургском метро была куча рекламы и дезинформирующая схема. Когда я первый раз попал туда и зашел в вагон, офигел.
Подумал, что неплохо было бы попробовать исправить ситуацию. Это было 28 октября. За полтора месяца до этого Илья Бирман и Саша Караваев выпустили схему челябинских трамваев. Чтобы схема екатеринбургского метро была прям совсем хорошая, я решил, что тоже стоит связаться с Ильей. Вечером склепал за полчаса набросок схемы на случайном формате, чтобы было, какой список станций обсуждать, и отправил письмо.
Илья ответил, мы перекинулись еще парой писем.
Так на схеме начал появляться город.
А потом Илья предложил сделку:
<...>
Если хочешь делать вместе схему, чтобы я вникал во всё и давал развёрнутые комментарии, советовал как общаться с городскими властями или с рекламной фирмой, то я хочу быть арт-директором проекта и выпустить его потом на своём сайте (разумеется, будет написано, что дизайнер — ты). При этом последнее слово в дизайне будет за мной. Я тебя изнасилую замечаниями, заставлю перерисовать по сто раз кучу вещей, попробовать так, сяк и эдак. Мне надо будет, чтобы ты был инициативным и сам тоже приносил сто вариантов, дёргал меня, когда я подолгу не отвечаю. По ходу тебе надо будет сохранять промежуточные состояния и разные поиски, чтобы потом написать рассказ о работе где-то у себя. Говорить о проекте публично до выпуска будет нельзя. Если мы его не доведём до конца, выпускать его без согласования со мной будет тоже нельзя.
Понимаю, что это жёстко, но если ты согласишься, то я буду готов уделять этому время и силы.
<...>
На следующий день мы начали работать.
К тому моменту у меня была проблемка: я никогда не работал в иллюстраторе и не знал, как им пользоваться. Илья сказал, чтобы я для начала просто попробовал перерисовать свой набросок. В итоге пока я делал схему, успел еще и научиться работать в новой программе.
На следующей микроитерации схема выглядит так.
И сразу появляется идея сделать серьезную и крутую схему на черном фоне.
Но Илья сказал приберечь ее для праздника и посоветовал скачать всяких разных хороших схем, чтобы просто посмотреть, как вообще бывает.
Цвет у реки ужасный, логотип метро ненастоящий, кириллица должна быть к пеньку ближе, чем латиница, а жирные подписи — нафиг, надо светлые.
Пофиксил эти вещи и попробовал скосить пеньки в стиле нового логотипа Екатеринбурга.
На карту хотелось логотип города и, может, еще чего-нибудь.
У Екатеринбурга есть герб и флаг. И они никакие. Их нельзя использовать из эстетических соображений в принципе.
Еще рассказываю о судьбе логотипа города после того, как Студия выпустила свой вариант.
И надо подумать, с чем у людей ассоциируется Екатеринбург. Это важная часть, которую надо в схему встроить. У меня это малахит и конструктивизм. У друзей это заброшенная телебашня, Татищев и де Генин, «Гринвич» и здание цирка, которое как раз конструктивистское.
Вспоминаем, чем характерен конструктивизм и как его можно внедрить в схему. Хочется классический гротеск, сетку и левый флаг. Смотрим, как вообще в Екатеринбурге оформляют вывески, указатели, таблички.
Фотки из моей коллекции.
Примеряем разные гротески. В итоге останавливаемся на ДИНе и левом флаге.
Тогда же я измерил площадь под линейную схему. Надеялся, что можно будет снять железки и приклеить наклейку 110 × 16 см над дверями. Переверстал схему под этот формат.
Нам еще нужен был критерий выбора улиц. Поначалу он был такой: улицы на слуху, они основные и они показаны на яндекс-картах самыми толстыми. Оказалось, улица Малышева в таком случае не подходит и покидает вечеринку.
Постепенно добавляем в схему фарша маленькой такой чайной ложечкой. Появились вокзал, компас, «Гринвич», цирк и телебашня, а путь в Кольцово исправился на более простой.
Делаем улицы толще — тонкие-то нифига не видно. И Илья предложил пофантазировать с пеньками: «Вообще, пока мы в это играем, можно подумать, какие ещё графические эксперименты попробовать. Я вот попытался что-то ещё сделать со станциями. Получилось так себе, но чё-нибудь такое попробовать разное ещё было бы нелишним».
Я придумываю, что можно пеньки рисовать мостиками или ямками, или скруглить их.
Илья потом предложил длинную тень от выпуклых пеньков.
Но как-то все эти варианты не приживаются. Еще пару дней живем с обычными скошенными пеньками.
Так как мы ударились в конструктивизм, то нужно было перерисовать иконки на что-то более угловатое, простое и строгое. Берем поезд Герда Арнца и рисуем угловатый самолет вид сбоку. Еще я придумал иконку автобуса, который несется в аэропорт.
Потом перерисовываю поезд в нашем наклонно-стремительном стиле.
Илья рассказывает, как приспособить самолет к конструктивизму.
Картинки по ссылкам.
По-моему, Малевич нарисовал бы вот так.
Пробую. Вроде ок, пока живем с этим.
Но мы увлеклись деталями. Возвращаемся к более важным вещам. Может, улицы пустить над веткой с опасностью 20 %?
Не, фигня, глаз спотыкается об улицы.
В схему хочется добавить больше географичности. Нарезаю всю ветку из яндекс-карт и гну ее примерно так же на схеме.
Так оказалось некрасиво, надо приятнее. И косые пеньки уже не в тему, убираем. Плюс линия в Кольцово стала игристой. Предыдущая какая-то совсем никакая по сравнению с этой.
Илья: Давай ещё попробуем кружочки сделать. И я хочу фарша больше, чтобы там улицы на фоне шли, промзоны, парки, площади, короче — карта города. Реку хочется с текстурой и волнами, парки — с деревцами. Чтобы было видно, что там любовь. Пока можно сложно, но хотя бы настроение поймать.
Ок. Добавил для начала Дендропарк в центре, текстуру реки и вернул цирк с телебашней.
Укорачиваю пеньки и пробую разные кружки. Кружки пока не але, надо подольше посидеть и поподбирать соотношения.
В последнем варианте я подумал, почему кружки обязательно должны быть на ветке, может, их в сторону подписи вынести? Выглядит он, как и другие варианты, непривлекательно, но эти вынесенные кружки навели на мысль показать выходы из метро. Отказываемся от кружков и развиваем этот вариант параллельно с пеньками.
Первый блин.
Второй жалкий блин. Я тогда еще был молодой и неопытный.
Пробую дальше. И на схеме потихоньку появляется новая информация: два варианта иконок автовокзала, второстепенные улицы и Площадь 1905 года — плюс у ветки теперь мультиплай, а цирк с башней стали тонкими.
Кстати, у Уральской, Геологической и Чкаловской расположение выходов совсем не такое, я их тогда нарисовал интуитивно по меткам с яндекс-карт. Это как бы говорит, что рисовать только расположение выходов без путей никак нельзя — мозг достроит самый простой для него вариант, который вообще никак не будет соответствовать реальности.
Подумал, а что если рисовать не палочки с кружками на концах, а красивые пеньки с прорезями в них? Типа выходы нарисуются контрформой.
Но ассоциации, которые возникали с первой картинкой страшно смущали. Илья забраковал вариант как очень сложный. Да и непонятно, как на нем изобразить много выходов и где поставить их номера.
Попробовал еще разных вариантов, но они тоже ни о чем.
Пока что выходы вместо пеньков на паузе, есть еще другие недоработанные вещи. Перерисовываю цирк.
А потом еще раз. И телебашню заодно.
И еще утолщаю контур телебашни, чтобы с цирком подружить. Я тогда очень гордился такой детализацией. Только вот при печати на нашем формате ничего этого видно не будет.
Хотел еще Храм-на-Крови, но он не получался. А потом для него просто не осталось места.
Оставляем иконку автовокзала с автобусами анфас. Рисую из автобуса поезд. Хотели старый поезд, но он не получился.
Примерно в тот момент я узнал, что железки в вагоне не снимаются, схему можно разместить только в них. Поэтому переверстываю ее под формат 76 × 13 см.
Добавляем еще информации: улицы, парки, завод Уралмаш, жд и копирайт. Но для Площади 1905 года теперь не осталось места.
Зато у Исети новый полосатый паттерн.